В 1946 году измотанным войной жителям России, Украины и Молдавии пришлось столкнуться с новой бедой — голодом. Засуха и суровые зимы в 1944, 1945, 1946 годах привели к неурожаю. Вопреки здравому смыслу руководство Молдавии в лице первого секретаря ЦК Николая Коваля и председателя совета министров Герасима Рудя требовало выполнения плана по сдаче зерна. Крестьяне продавали последнее, чтобы выполнить разнарядку. Осенью 1946-ого начался голод…
Голод унес жизни более 150 тысяч жителей республики. Были зарегистрированы случаи каннибализма. В Москву о катастрофе сообщили лишь в конце 1946 года. Экстренную помощь стали оказывать с февраля. Муку, крупы, сахар, консервы получал каждый второй житель Молдавии. Очередное испытание принес 1949 год. Началась вторая волна депортаций. Из центра пришло распоряжение выслать коллаборационистов, представителей интеллигенции, духовенства, инакомыслящих и зажиточных крестьян. Первая волна депортаций прошла в Молдавии в июне 1941 года. Тогда за одну ночь было выслано 24 360 человек. В 1949 в ходе операции «Юг» в спецпоселения России и Казахстана депортировали 35 796 человек. Семья Стурза была депортирована дважды, в 1941 и 1949 годах. Это были известные в Лэпушне люди. Дед Валентины Стурзы при царе был головой уезда, отец при румынах — примаром коммуны Чучулень, депутатом парламента. В 1944 после освобождения Молдавии семья решила вернуться из мест переселения домой. Стоя на коленях, целовали землю предков. Четыре года спустя всех вновь арестовали якобы за побег из мест ссылки.
Вернуться домой переселенцам позволили в середине 50-ых, однако, процесс растянулся на долгие годы. Началась выборочная реабилитация, которая полностью завершилась 30 лет спустя.