Землетрясение 4 марта 1977 года

4 марта 1977 года в Молдавии произошло одно из самых сильных землетрясений на памяти старшего и среднего поколений жителей Молдовы. Это случилось в 22 часа 22 минуты по московскому, а тогда и местному, времени. В тот момент по Центральному телеканалу шла трансляция из Токио Чемпионата мира по фигурному катанию. Во время выступления пары Ирина Моисеева-Андрей Миненков (ставших чемпионами по танцам на льду) в Кишиневе началось землетрясение.

Эпицентр был в Карпатах. Больше всего пострадала столица Социалистической Республики Румыния – Бухарест. Там погибло 1 578 человек, из которых 90% — в Бухаресте, обрушилось 33 многоэтажных здания. Волна докатилась до Москвы, где колебания земной коры достигали 3 баллов по шкале Рихтера. В Кишиневе это были 7,2 балла. Всего за три дня произошло 123 повторных толка силой от 1 до 4 баллов. При самом сильном из них в Кишиневе погиб 1 человек, несколько десятков были ранены.

Вот что писала 5 марта газета «Вечерний Кишинев». Статья «Сильное землетрясение в Кишиневе»: «Четвертого марта около 22.30 жители города ощутили мощный подземный толчок силой 7 баллов. Жертв и серьезных разрушений нет. Создана комиссия по ликвидации последствий землетрясения. Сообщено, что все службы жилищно-коммунального хозяйства и Госстраха города будут работать и в выходные дни».

О вероятности сильного землетрясения руководителям республики: Первому секретарю ЦК КПСС Молдавии Ивану Ивановичу Бодюлу и Председателю Совета Министров МССР Семену Кузьмичу Гроссу; сообщали еще в октябре 1976 года, однако, они не придали этому значения. Уже 5 марта у главного сейсмолога республики Анатола Друмя появился так называемый «красный» телефон – трехзначный правительственный.

Ночью с 5 на 6 марта была создана государственная комиссия по оценке причиненного землетрясением ущерба и ликвидации его последствий. По ее данным, общий ущерб составил 16,3 млн рублей (21,7 млн американских долларов по курсу 1977 года). Уже 11 марта было получено Распоряжение Совета Министров СССР о выделении необходимой суммы на восстановление республики. Впрочем, бывшие руководители называют разные цифры. Георге Горинчой, более известный как экс-председатель КСТР, нежели советский партийный деятель, в своей книге «МССР: от Леонида Брежнева до Ивана Бодюла. Хроники об эпохе и людях» называет 28 млн рублей. Григоре Еремей, первый заместитель Председателя Совета Министров МССР в воспоминаниях «Невидимое лицо власти» пишет об итоговой сумме в 150 млн рублей. Это не включает в себя таких «мелочей» по советским меркам как гвозди, кабель, кафель, трубы, цемент, металл, тяжелая техника. Каждые сутки в МССР приходило по 450 вагонов со строительными материалами.

Пострадавшим предоставляли кредиты на строительство частных жилых домов в 1 500 рублей. Половину суммы гасило государство, вторую часть, начиная с третьего года, в течение 12 лет выплачивали граждане.

В любом случае, суммы были выделены колоссальные, как и развернувшееся строительство. Помимо восстановления разрушенных землетрясением зданий были построены новые. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 31 мая 1977 года «О методах устранения последствий землетрясений в Молдавской ССР» предусматривало строительство в 1978-80 годах 145 600 квадратных метров жилья или 4 055 квартир по 36 квадратных метров каждая, школ на 19 200 мест или 30 школ по 640 мест, детских садов на 3 200 мест, больниц на 1 530 коек, поликлиник на 1 900 посещений, домов культуры в Кагуле и Унгенах на 1 500 мест каждый, библиотек в Вулканештах и Леово, театра «Лучафэрул» на 500 зрителей, Бельцкого театра – на 700, Кишиневского института искусств площадью в 5 000 квадратных метров.Но республика смогла освоить не все средства – лишь 63%.Советской Молдавии приехали помогать изо всех союзных республик. Одно из знаковых зданий, появившихся в рамках восстановления, — 9-этажный дом с узнаваемым восточным орнаментом на кишиневской Рышкановке, в котором располагался магазин «Ташкент». Его построили узбекские строители. Кишинев и Ташкент были городами-побратимами.

Узбеки знали, что такое стихийное бедствие и его последствия. 26 апреля 1966 года в Узбекистане тоже произошло разрушительное землетрясение. Из-за небольшой глубины залегания очага, оно вызвало 8-9-балльные сотрясения земной поверхности. Республику тоже восстанавливали всей страной.

Советские архитекторы и инженеры сделали свои выводы из землетрясения 1977 года. Одна за одной были защищены диссертации по сейсмостойкому строительству, начинается массовое проектирование и возведение железобетонных конструкций для сейсмических районов, например, высотных зданий по улице Мира на Ботанике.

Автор текста — Елена Пахомова для сайта realino.md

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *